Что такое садовый домик, его назначение и является ли жилым помещением

Современное российское законодательство привело к появлению множества противоречий, когда имеются в виду различные постройки на садовых участках. Больше всего вопросов возникает относительно предназначения и того, как правильно его выбрать. Приобретённые постройки могут регистрироваться по-разному в зависимости от первоначальных характеристик.

Определение

Согласно действующим нормативам, садовый дом — это строение, которое предназначено исключительно для сезонного или временного проживания. То есть, такие объекты не отвечают требованиям, связанным с проживанием постоянным. Но можно и изменить сложившуюся ситуацию, если выполнить некоторые требования.

Что говорит закон

Сельскохозяйственные земли и территории населённых пунктов чаще всего применяют для организации какой-либо деятельности, временного и постоянного проживания. Для первой ситуации актуальна форма Индивидуального Жилищного Строительства. При использовании таких форм допустимо строительство обычных жилых построек. Во втором случае предполагается применение схемы с огородническим или садоводческим некоммерческим объединением.

Последний вариант как раз и связан со строительством жилых, либо садовых домиков. Надо внимательнее рассмотреть, чем они отличаются друг от друга, в чём состоят отличия в предназначении и эксплуатации.

Что это — жилое или нежилое помещение

Жилыми домами, согласно действующим нормам, называют постройки, обладающие следующими характеристиками:

  1. Возможности для выращивания сельскохозяйственных культур и возведения построек сельхозназначения.
  2. Нет назначения для раздела на квартиры.
  3. Для удовлетворения бытовых нужд есть вспомогательные и бытовые помещения.
  4. Максимум три этажа.
  5. Не более 20 метров высоты жилого строения.
  6. Наличие фундамента.

Такой дом допускает прописку по указанному адресу, что связано с дополнительными социальными функциями. Можно подключать постройку к различным коммуникациям. Допустимо применять ипотеку и материнский капитал, чтобы заниматься строительством, либо ремонтом.

Важно! Дачные домики – объекты нежилые, не предназначенные для постоянного проживания. Можно хранить на территории садовые инструменты или часть урожая. Люди внутри могут размещаться, но временно.

Чем отличается жилое помещение в СНТ от нежилого

Жилые строения отличаются от нежилых рядом дополнительных требований со стороны законодательства:

  • Должны отсутствовать обременения по совершению различных действий.
  • Оформление в частную собственность участка вокруг и самого дома.
  • Влажность воздуха не больше 60%.
  • В период проживания, даже зимой, температура внутри не должна опускаться ниже 18 градусов.
  • Подведение всех основных коммуникаций.
  • Сохранность имущества и отсутствие угроз для жизни собственников.

Минимум площади комнаты – 0,96 квадратных метров, это касается туалета. Жилые помещения должны иметь площадь от 6-7 квадратных метров и больше.

Как перевести строение на участке в жилое

Необходимо выполнить определённые условия, чтобы процедура в принципе стала возможной:

  1. Наличие свободного прохода или подъезда к объекту.
  2. При переводе из одного статуса в другой не возникает проблем.
  3. Подключение ко всей инфраструктуре.
  4. Наличие санузла и кухни, составляющих бытовой узел.
  5. Выполнение всех норм и санитарных условий, требований по безопасности.
  6. Наличие долгов по коммунальным услугам.
  7. Наличие ареста или других видов обременения.
  8. Согласие со стороны собственников.
  9. Объект имеет статус собственности заявителя.
Внимание! Категорию назначения земли обязательно выясняют заранее, если дом построен на земле в садовом товариществе. Пример – индивидуальное жилищное строительство, подсобное личное хозяйство или дача.

Подготовка помещения к переводу

Выше ряд требований уже был описан. Есть лишь несколько ситуаций, когда могут отказать:

  • Отсутствие инженерных коммуникаций.
  • Протечки жидкости, которая применяется в быту.
  • Есть проблемы и неисправности, представляющие опасность для людей.
  • Расположение не на жилом участке, где отсутствуют коммуникации.

Отрицательное решение получают и в том случае, если имущество находится в залоге, его кто-то арендует в настоящее время. Нужно убедиться в том, что сделка будет абсолютно чистой с юридической точки зрения.

Сбор документов

Обращение к сотрудникам администрации или МФЦ становится основным шагом для этой процедуры.

Пакет документации стандартно включает следующие позиции:

  1. Правоустанавливающая информация.
  2. Технический, кадастровый паспорт.
  3. Выписка из ЕГРН.
  4. Разрешение от органов опеки, если задеваются интересы несовершеннолетних лиц.
  5. Согласие всех владельцев с изменением статуса, вместе с заверением от нотариуса.
  6. Гражданские удостоверения тех, кто владеет недвижимостью и её частью.
  7. Заявление.
  8. Заключение со стороны специалистов о том, в каком состоянии находится дом.
Справка! Регион расположения и каждая конкретная ситуация могут повлиять на то, какие документы нужны от определённого заявителя. Пример – вполне законны требования по справке о том, что долги за коммунальные услуги отсутствуют. По этой причине часто отказывают в процедуре, хотя права на такое поведение нет.

Обращение в уполномоченные органы

Порядок действий вообще для процесса выглядит следующим образом:

  1. Заказ технического заключения. Комиссию для проверки дома не назначают. Решение принимают только после изучения документов, представленных со стороны заявителя. Поэтому следует обращаться к любым экспертам, у которых по указанной деятельности получены все соответствующие лицензии. Оформляют заключение с включением всей информации, на основе которой представители администрации могут принять окончательное решение.
  2. Подготовка всех документов по перечню, указанному ниже.
  3. Подача документов через МФЦ или администрацию.
  4. Ожидание и получение ответа.
  5. Внесение сведений в Росреестр.
  6. Запрос изменений в назначении дома.

Срок процедуры

Не более 10 дней занимает первичная постановка на учёт. 7 рабочих дней нужно, чтобы оформилось право собственности. На 5 рабочих дней продлевают время, когда документация требует внесения каких-либо правок.

Время перевода сокращается, если предоставить дополнительные документы помимо тех, о которых уже говорилось. Пример – подробно оформленные технические планы. Они помогут показать, что нежилое помещение соответствует всем требованиям для перевода из одного статуса в другой. Чтобы получить такое заключение, можно обратиться в комитет по архитектуре и градостроительству, центр гигиены и эпидемиологии, БТИ.

Орган местного самоуправления, куда обращается гражданин, сам будет посылать соответствующие запросы, если информация первоначально отсутствует. По закону другие требования должны отсутствовать при прохождении процедуры. Но на практике местные власти могут просить уточнений.

Иногда разрешение выдают, но требуют провести перепланировку. Тогда на основании выданного документа приступают к ремонтным работам. Когда они завершены, контролирующим органам направляют соответствующий акт.

В этом случае не обойтись к кадастровым инженерам, которые и отвечают за регистрацию любых изменений. Они готовят документы в электронной форме, а потом пользуются усиленными квалифицированными подписями для заверения.

Технический план направляют контролирующему органу, который отвечал за решение о переводе. В Росреестр все необходимые бумаги потом направляются автоматически. Информация вносится в ЕГРН максимум на протяжении 15 суток. Можно самостоятельно обратиться в Росреестр, если возникают сомнения.

Если нужно обжаловать решение, то обращаются в суд. При этом составляется заявление, содержащее такие сведения:

  • Ссылка на само отрицательное решение.
  • Обстоятельства, подтверждающие выполнение всех требований.
  • Доказательства в пользу того, что заявитель передал все необходимые документы.
  • Акт приёмочной комиссии, оформленный согласно всем правилам.
  • Опровержение условий отказа.

На обжалование дают 3 месяца. Чем больше доказательств собрано – тем лучше.

Главное – обращать внимание на технические планы. Учитывают этажность. В принципе, процедура стандартна, поэтому проблем с ней не возникает. Сложнее всего приходится тем, кто планирует делать подвалы частью жилого помещения.

Важно! Приёмная комиссия может выезжать на место, чтобы всё осмотреть. Помощью её членов пользуются при появлении дополнительных вопросов. Надо помнить о том, что нормы для жилых помещений ужесточают. Велика вероятность упустить что-то из важных моментов. Поэтому важно обращаться за предварительными консультациями.

Интересное видео

Полезная информация по теме статьи в видео:

Выводы

Поиск проектировщиков из аккредитованных архитектурных бюро упрощает множество проблем, связанных с этим направлением. Такое название получили частные организации с государственными лицензиями для осуществления соответствующих видов работ.

Они помогают с консультациями, говорят, какие документы и как надо готовить для увеличения шансов на положительный ответ. Обращение в управление архитектуры тоже можно назвать правильным шагом. Там тоже дают дополнительные пояснения относительно процедуры. Стандартный перевод из одного статуса в другой отнимает до трёх месяцев. Есть большое количество вопросов, требующих предварительной подготовки. Только специалисты готовы учесть их все.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *